СИМОНОВ К.М.   

К 100-летию со дня рождения

 

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович [15(28).11.1915, Петроград  28.8.1979, Москва)  поэт, прозаик, драматург. Герой Социалистического Труда (1974), шестикратный лауреат Сталинской премии (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Главный редактор журналов «Знамя» (1944-46), «Новый мир» (1946-50, 1954-58) и «Литературной газеты» (1938, 1950-54); секретарь Союза писателей СССР (1946-59, 1967-79). Основные произведения: романы «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», сборник «История тяжелая вода» и книга стихов «С тобой и без тебя».

В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи К. Симонова. В 1937 году сначала в журнале, а затем и в первой книге стихов была опубликована поэма «Победитель. Памяти Николая Островского». 17 мая 1979 года, за три месяца до кончины, Симонов писал в музей: «…книгу Островского [«Как закалялась сталь»] я прочитал сразу же, как она появилась… и стал пытаться написать поэму... Юношеская эта поэма, во многом несовершенная, дорога для меня тем, что написана она о человеке, нравственная сила которого служила примером для миллионов людей моего поколения, в том числе и для меня  и в мирное время, и на войне».

 

Война скоро станет главной темой в творчестве К. Симонова. Закончив в 1938 Литературный институт им. М. Горького, поэт поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен военным корреспондентом на Халкин-Гол (Монголия), и в институт уже не вернулся.. В первые дни Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», затем в «Красной звезде».

 

В дни коротких передышек между поездками на фронт были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война». В 1945 году вышла книга «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Замысел книги возник у писателя после разгрома немцев под Москвой. Вскоре в «Красной звезде» появилась постоянная рубрика «От Черного до Баренцева моря».

 

В январе и феврале 1942 году, направляясь в Крым, К. Симонов дважды побывал в Краснодаре. В январе после похода в Крым, Симонов вернулся в Новороссийск, в редакцию армейской газеты «На штурм», в совершенно мокрых валенках и мокром комбинезоне. Здесь его переодели, накормили, отогрели, и часов в 11 вечера Симонов начал читать стихи. «Прошибли они нас до слез,  писал Симонову спустя годы редактор газеты Ю.М. Кокарёв.  И это было не от хмеля, а от войны, от печали потери… это было от разлук, оттого, что все мы тосковали по нежности. И тут я оскандалился. Когда Вы кончили читать «Жди меня», я полушепотом повторял:

— Как хорошо...

А Вы внезапно предложили:

— Хочешь, отдам... Возьми опубликуй...

Это было неожиданно. И я стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое. И бил себя по лысеющей голове потом, когда эти стихи опубликовала «Правда». А вот перед тем, как ложиться спать, Вы у меня выпросили на утро машинистку. И на другой день я был удивлен, когда к 11 часам утра Вы дали мне прочитать своего «Предателя». Мы его сразу отправили в набор».

 

Зимой 1943 года, Симонов пробыл на Кавказском фронте около месяца, с середины января до освобождения Краснодара. Написал несколько статей в «Красную звезду». Одна из них под названием «В Краснодаре», написанная в день взятия города, была передана в Москву по военному проводу. Другая, «Русская душа», появилась позже, уже после освобождения Ростова. Статья была попыткой оглянуться на все увиденное в январе и феврале».

«Русская душа» стала хрестоматийным текстом в обзорах литературы периода Великой Отечественной войны, первая корреспонденция «В Краснодаре» не упоминается в энциклопедиях. Однако любой, прочитав её, поймёт, насколько профессионально, по-писательски, сделан этот очерк. Зарисовки и наблюдения, воспоминания горожан, хроника событий и пафос пропагандиста переплавлены в единое пространство текста, в каждом абзаце которого звучит главный мотив  счастье освобождения.

 

Передав в Москву корреспонденцию о взятии Краснодара, Симонов получил приказ перебраться на Южный фронт. Через стык двух фронтов ненаезженной, непроторенной дорогой пришлось ехать с шофером, который почему-то невзлюбил писателя. Чтобы как-то скоротать время Симонов «стал сочинять «Корреспондентскую песню» и просочинял ее всю дорогу — почти двое суток». Каждую новую строчку он проговаривал по нескольку раз: чтобы не забыть. Закончив строфу и её повторял многократно, а в песне получилось семь куплетов и ещё припев.

Прибыв на место назначения, водитель «попросил сразу же разрешения отлучиться, а вскоре после этого в хате корреспондентского пункта появился военврач из санитарной части штаба. Как потом под общий смех выяснилось, хмурый водитель, всю дорогу не проронивший ни слова и мрачно наблюдавший процесс рождения новой песни, явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северо-Кавказского фронта ехал сюда ненормальный подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собою». Отсмеявшись, военкоры с энтузиазмом спели на мотив «Мурки» новоиспеченный гимн военных журналистов (Матвей Блантер напишет музыку к тексту позднее):

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли,

С "лейкой" и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

 

Военкоровская проза Симонова пользовалась популярностью. Однако истинное признание пришло после публикации стихов из знаменитого цикла «С тобой и без тебя», посвященного будущей жене, актрисе В. Серовой.

Вместе с ней в конце 1940-х  начале 1950-х гг. он впервые побывает в Сочи. По приглашению знаменитой певицы Валерии Барсовой они поселились на втором этаже её дачи (из воспоминаний В.Г. Сааковой). В эти же годы писатель построит маленький домик близ Сухуми, в приморском поселке Гульрипши. В 1974 году К. Симонов скажет «Я тут уже, в общем, живу двадцать четыре года. Я приезжаю каждый год и от месяца до трех, до четырех живу здесь и работаю. Половина всего, что я написал за эти четверть века, в общем, написано здесь. Или почти половина — наиболее существенного. Здесь очень хорошо работается мне, а кроме того, здесь очень интересно жить мне, русскому человеку, в этой маленькой автономной республике абхазской...».

 

В апреле 1971 года принял участие в акции «Дни советской литературы на Кубани», побывал в Новороссийске, возложил венок на могилу Цезаря Куликова и произнес взволнованную речь на городском митинге: «...мы имеем честь выступить в одном из тех знаменитых мест, которые готовили победу. Для нас всех Новороссийск — родной город».

Ну а Сочи оставался местом отдыха, кратким пристанищем на пути между Москвой и Абхазией. Здесь писатель побывал в мае 1967 года. 4 мая его «отловили» ассистенты редакции литературного вещания сочинского телецентра. В интервью Симонов рассказал об истории фотографии фронтового корреспондента «Правды» Семена Короткова: «У каждого, кто в грозную годину был лицом к огню, чья дорога к победе пролегла сквозь смерть, горе и радости, бывает какое-то свое, острое, пронзительное, мгновенное ощущение войны. Для меня — это стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины".

Нас пули с тобою пока еще минуют.

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился».

Затянувшись трубкой, добавил: «А вот для друга моего, фронтового корреспондента «Правды», бывшего детдомовца Семена Короткова вся война — в фотографии Матери. За этим снимком стоит вся война. И двадцать миллионов жизней, и все пережитое. Самое дорогое в нем — правда...». 

И конечно, в этот день сотрудники сочинского телевиденья принесли с собой сборники стихов Симонова. Поэт не придумывал высокопарных афоризмов для текста автографа. Просто ставил дату и подпись. Одна из таких книг хранится теперь в музее.

 

В 1970-м К. Симонов приехал в наш город на отдых с женой Л.А. Жадовой.

Возможно, в «запасниках» архивов хранятся более пространные и занимательные сведения о пребывании Симонова в Сочи, и вскоре будут опубликованы.. Будем надеяться, что так и будет.       

 

  

 

Матвиенко О.И., кандидат филологических наук, 

зав. научно-экспозиционным отделом музея Н. Островского

 СИМОНОВ К.М.   

К 100-летию со дня рождения

 

СИМОНОВ Константин (Кирилл) Михайлович [15(28).11.1915, Петроград  28.8.1979, Москва)  поэт, прозаик, драматург. Герой Социалистического Труда (1974), шестикратный лауреат Сталинской премии (1942, 1943, 1946, 1947, 1949, 1950). Главный редактор журналов «Знамя» (1944-46), «Новый мир» (1946-50, 1954-58) и «Литературной газеты» (1938, 1950-54); секретарь Союза писателей СССР (1946-59, 1967-79). Основные произведения: романы «Живые и мертвые» (1959), «Солдатами не рождаются», «Последнее лето», сборник «История тяжелая вода» и книга стихов «С тобой и без тебя».

В 1936 в журналах «Молодая гвардия» и «Октябрь» были напечатаны первые стихи К. Симонова. В 1937 году сначала в журнале, а затем и в первой книге стихов была опубликована поэма «Победитель. Памяти Николая Островского». 17 мая 1979 года, за три месяца до кончины, Симонов писал в музей: «…книгу Островского [«Как закалялась сталь»] я прочитал сразу же, как она появилась… и стал пытаться написать поэму... Юношеская эта поэма, во многом несовершенная, дорога для меня тем, что написана она о человеке, нравственная сила которого служила примером для миллионов людей моего поколения, в том числе и для меня  и в мирное время, и на войне».

 

Война скоро станет главной темой в творчестве К. Симонова. Закончив в 1938 Литературный институт им. М. Горького, поэт поступил в аспирантуру ИФЛИ (Институт истории, философии, литературы), но в 1939 был направлен военным корреспондентом на Халкин-Гол (Монголия), и в институт уже не вернулся.. В первые дни Великой Отечественной войны был призван в армию, работал в газете «Боевое знамя», затем в «Красной звезде».

 

В дни коротких передышек между поездками на фронт были написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов «С тобой и без тебя», «Война». В 1945 году вышла книга «От Черного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента». Замысел книги возник у писателя после разгрома немцев под Москвой. Вскоре в «Красной звезде» появилась постоянная рубрика «От Черного до Баренцева моря».

 

В январе и феврале 1942 году, направляясь в Крым, К. Симонов дважды побывал в Краснодаре. В январе после похода в Крым, Симонов вернулся в Новороссийск, в редакцию армейской газеты «На штурм», в совершенно мокрых валенках и мокром комбинезоне. Здесь его переодели, накормили, отогрели, и часов в 11 вечера Симонов начал читать стихи. «Прошибли они нас до слез,  писал Симонову спустя годы редактор газеты Ю.М. Кокарёв.  И это было не от хмеля, а от войны, от печали потери… это было от разлук, оттого, что все мы тосковали по нежности. И тут я оскандалился. Когда Вы кончили читать «Жди меня», я полушепотом повторял:

— Как хорошо...

А Вы внезапно предложили:

— Хочешь, отдам... Возьми опубликуй...

Это было неожиданно. И я стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое. И бил себя по лысеющей голове потом, когда эти стихи опубликовала «Правда». А вот перед тем, как ложиться спать, Вы у меня выпросили на утро машинистку. И на другой день я был удивлен, когда к 11 часам утра Вы дали мне прочитать своего «Предателя». Мы его сразу отправили в набор».

 

Зимой 1943 года, Симонов пробыл на Кавказском фронте около месяца, с середины января до освобождения Краснодара. Написал несколько статей в «Красную звезду». Одна из них под названием «В Краснодаре», написанная в день взятия города, была передана в Москву по военному проводу. Другая, «Русская душа», появилась позже, уже после освобождения Ростова. Статья была попыткой оглянуться на все увиденное в январе и феврале».

«Русская душа» стала хрестоматийным текстом в обзорах литературы периода Великой Отечественной войны, первая корреспонденция «В Краснодаре» не упоминается в энциклопедиях. Однако любой, прочитав её, поймёт, насколько профессионально, по-писательски, сделан этот очерк. Зарисовки и наблюдения, воспоминания горожан, хроника событий и пафос пропагандиста переплавлены в единое пространство текста, в каждом абзаце которого звучит главный мотив  счастье освобождения.

 

Передав в Москву корреспонденцию о взятии Краснодара, Симонов получил приказ перебраться на Южный фронт. Через стык двух фронтов ненаезженной, непроторенной дорогой пришлось ехать с шофером, который почему-то невзлюбил писателя. Чтобы как-то скоротать время Симонов «стал сочинять «Корреспондентскую песню» и просочинял ее всю дорогу — почти двое суток». Каждую новую строчку он проговаривал по нескольку раз: чтобы не забыть. Закончив строфу и её повторял многократно, а в песне получилось семь куплетов и ещё припев.

Прибыв на место назначения, водитель «попросил сразу же разрешения отлучиться, а вскоре после этого в хате корреспондентского пункта появился военврач из санитарной части штаба. Как потом под общий смех выяснилось, хмурый водитель, всю дорогу не проронивший ни слова и мрачно наблюдавший процесс рождения новой песни, явился в санчасть с сообщением, что с ним с Северо-Кавказского фронта ехал сюда ненормальный подполковник, который всю дорогу громко разговаривал сам с собою». Отсмеявшись, военкоры с энтузиазмом спели на мотив «Мурки» новоиспеченный гимн военных журналистов (Матвей Блантер напишет музыку к тексту позднее):

От Москвы до Бреста

Нет такого места,

Где бы ни скитались мы в пыли,

С "лейкой" и с блокнотом,

А то и с пулеметом

Сквозь огонь и стужу мы прошли.

 

Военкоровская проза Симонова пользовалась популярностью. Однако истинное признание пришло после публикации стихов из знаменитого цикла «С тобой и без тебя», посвященного будущей жене, актрисе В. Серовой.

Вместе с ней в конце 1940-х  начале 1950-х гг. он впервые побывает в Сочи. По приглашению знаменитой певицы Валерии Барсовой они поселились на втором этаже её дачи (из воспоминаний В.Г. Сааковой). В эти же годы писатель построит маленький домик близ Сухуми, в приморском поселке Гульрипши. В 1974 году К. Симонов скажет «Я тут уже, в общем, живу двадцать четыре года. Я приезжаю каждый год и от месяца до трех, до четырех живу здесь и работаю. Половина всего, что я написал за эти четверть века, в общем, написано здесь. Или почти половина — наиболее существенного. Здесь очень хорошо работается мне, а кроме того, здесь очень интересно жить мне, русскому человеку, в этой маленькой автономной республике абхазской...».

 

В апреле 1971 года принял участие в акции «Дни советской литературы на Кубани», побывал в Новороссийске, возложил венок на могилу Цезаря Куликова и произнес взволнованную речь на городском митинге: «...мы имеем честь выступить в одном из тех знаменитых мест, которые готовили победу. Для нас всех Новороссийск — родной город».

Ну а Сочи оставался местом отдыха, кратким пристанищем на пути между Москвой и Абхазией. Здесь писатель побывал в мае 1967 года. 4 мая его «отловили» ассистенты редакции литературного вещания сочинского телецентра. В интервью Симонов рассказал об истории фотографии фронтового корреспондента «Правды» Семена Короткова: «У каждого, кто в грозную годину был лицом к огню, чья дорога к победе пролегла сквозь смерть, горе и радости, бывает какое-то свое, острое, пронзительное, мгновенное ощущение войны. Для меня — это стихотворение «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины".

Нас пули с тобою пока еще минуют.

Но трижды поверив, что жизнь уже вся,

Я все-таки горд был за самую милую,

За горькую землю, где я родился».

Затянувшись трубкой, добавил: «А вот для друга моего, фронтового корреспондента «Правды», бывшего детдомовца Семена Короткова вся война — в фотографии Матери. За этим снимком стоит вся война. И двадцать миллионов жизней, и все пережитое. Самое дорогое в нем — правда...». 

И конечно, в этот день сотрудники сочинского телевиденья принесли с собой сборники стихов Симонова. Поэт не придумывал высокопарных афоризмов для текста автографа. Просто ставил дату и подпись. Одна из таких книг хранится теперь в музее.

 

В 1970-м К. Симонов приехал в наш город на отдых с женой Л.А. Жадовой.

Возможно, в «запасниках» архивов хранятся более пространные и занимательные сведения о пребывании Симонова в Сочи, и вскоре будут опубликованы.. Будем надеяться, что так и будет.       

 

  

 

Матвиенко О.И., кандидат филологических наук, 

зав. научно-экспозиционным отделом музея Н. Островского

публикации